Главная >> Рецензии >> В Уфе, Казани и Москве…

В Уфе, Казани и Москве…

На вопросы корреспондента «ЛГ» отвечает Г. Рамаэанов, известный башкирский поэт, доктор филологических наук, автор монографии о творчестве Мажита Гафури.

 — Гилемдар Зигандарович, расскажите пожалуйста, о работе, которая ведется по научному изучению творчества Мажита Гафури.

 — В 1942 году в Уфе состоялось расширенное заседание ученого совета Института общественных наук эвакуированной в столицу Башкирии Академии наук Украины.

С большим докладом «Патриотизм в творчестве Мажата Гафури» выступил поэт-академик Павло Тычина. Обобщив все существовавшие к тому времени суждения и оценки творчества классика башкирской и татарской литератур, докладчик охарактеризовал М. Гафури как большого поэта; который всегда был связан с истоками народной жизни, ее насущными заботами. П. Тычана рассмотрел его деятельность на широком фоне общественно-политического движения в России. Чувства и мысли Гафури, разбуженные революцией 1905 года, он сопоставил с идеями, выраженными в поэзии А. Блока, В. Брюсова, Л. Украинки, Я. Купалы, А. Акопяна и Г. Тукая.

Исследование П. Тычины вышло отдельными книгами на украинском, русском и башкирском языках. Впоследствии оно выдержало несколько новых изданий. Изучая творческое наследие М. Гафури, П. Тычина выучил башкирский язык и сделал ряд метких замечаний о стиле, о самобытности изобразительных средств поэта. Труд Павло Тычины явился ярким примером творческого содружества представителей братских литератур.

Творчество Гафури всегда привлекало к себе внимание. О его поэзии и прозе еще при жизни поэта писали Г. Тукай, Р. Фахретдинов, Г. Камал, Ф. Амирхан, Г. Ибрагимов. Они отмечали как положительные стороны, так и некоторые слабости ранних произведений Гафури. Но наибольшие успехи в изучении его творчества достигнуты в советское время. Появились обстоятельные статьи и книги Г. Касимова, С. Байкова, А. Кудашева, С. Кудаша, А. Усманова в Башкирии, X. Хисматуллина, Я. Агишева, М. Гали, X. Усманова, Г. Кашшафа, X. Ярми и других в Татарии.

Среди таких работ заметное место занимает предисловие Мусы Джалиля к однотомнику избранных произведений Гафури 1938 года. Джалиль подробно анализирует весь сложный путь поэта и справедливо причисляет его к писателям, вся жизнь и творчество которых были отданы беззаветному служению делу народа и революции.

 — В критической и научной литературе 30-х — начала 40-х годов существовали две противоположные тенденции, равной степени допускающие односторонность в оценив творческого наследия Гафури. Что вы можете смазать по этому поводу?

 — Некоторыми критиками делалась попытка обойти противоречия в мировоззрении поэта, замолчать сложность его идейно-эстетической эволюции в дореволюционный период. Нет нужды доказывать очевидную истину, что творчество большого художника не нуждается в каких-либо «улучшениях», в сознательном замалчивании его противоречий. Другие пытались низвести его дооктябрьскую деятельность до уровня заурядного просветительства, не свободного от свойственных этому явлению ошибок и исторической ограниченности.

Обе эти тенденции принижали сильные стороны творчества Гафури. В оценках тех лет слышатся отголоски вульгарного социологизма, которому была подвержена часть литературной критики 20-х — начала 30-х годов. В воссоздании подлинного облика писателя-гуманиста важную роль сыграла появившиеся в 1940 году, в дни празднования 60-летия со дня рождения Мажита Гафури, статьи П. Скосырева, А. Ромма, А Чанышева, К. Комковой.

Большое значение имели исследования татарского литературоведа и критика Гали Халита, его очерки «Творчество Мажита Гафури», в которых наследие М. Гафури рассматривается во всем его многообразии и сложности. Современное состояние гафуроведения отражает и недавно вышедшая новая книга Г. Халитова «Певец жизни и свободы».

Кроме того, о М. Гафури писали А. Харисов, К. Мэргэн, Г. Хусаинов, в. Ахмадиев, Р. Бикбаев в Башкирии; М. Гайнуллин, X. Усманов, Н. Юзеев, К. Фасеев, Р. Башкуров в Татарии. Достойное место творчество М. Гафури занимает в изданных в Уфе, Казани и Москве книгах по истории башкирской и татарской Литератур. Значительная работа по изучению языка и стиля M. Гафури проведена при подготовке нынешнего четырехтомного собрания его сочинений как в Уфе, так и в Казани. Все произведения в них сверены текстологами по прижизненным и первым изданиям поэта. Эта сложная работа выполнена молодыми учеными.

Творчество Мажита Гафури, пламенного певца революции и социалистической нови, принадлежит народу, и долг ученых — довести до читателей все многообразие и богатство его художественного мира. Работа эта продолжается. Нынешняя юбилейная дата дает нам возможность окинуть взором сделанное и нацеливает на новые исследования в будущем.

Гилемдар Рамазанов
«Литературная газета», 1980, 30 июля