Главная >> Биография

Биография

Классик башкирской и татарской литературы Мажит Гафури оставил богатое литературное наследие. Как основоположник башкирской демократической литературы и продолжатель в ней традиций русского критического реализма, Мажит Гафури ярко отразил в своем творчестве тот глубокий демократический революционный перелом, который был вызван первой русской революцией во взглядах и чаяниях башкирского и татарского народов, поднявшихся вместе с русским народом на борьбу против темноты, невежества, самодержавия и эксплуатации. В то же время Мажит Гафури является основоположником башкирской советской литературы и выдающимся представителем татарской советской литературы.

Мажит Гафури выступил в литературе в то время, когда башкирский и татарский народы находились под жесточайшим гнетом царского самодержавия, царских колонизаторов, национальной буржуазии, баев, торговцев, кулаков и мулл. «Царская Россия, — говорится в «Кратком курсе истории ВКП(б)», — была тюрьмой народов. Многочисленные нерусские народности царской России были совершенно бесправны, беспрестанно подвергались всяческим унижениям и оскорблениям… Было запрещено издавать газеты и книги на национальных языках, в школах запрещалось обучаться на родном языке. Царское правительство стремилось задушить всякое проявление национальной культуры, проводило политику насильственного «обрусения» нерусских национальностей. Царизм выступал в качестве палача и мучителя нерусских народов….Народы, населяющие царскую Россию, стонали под двойным гнетом — своих собственных и русских помещиков и капиталистов».

Вторая половина XIX века в татарской и башкирской общественной жизни характеризуется зарождением и развитием просветительных идей и мыслей. Во главе татарского просветительства стоял крупнейший татарский ученый — писатель Каюм Насыров (1825–1902). Очень близко стоял к татарскому просветительству, особенно по отношению к России и русской культуре, башкирский просветитель — писатель Мухаметсалим Умитбаев (1842–1907). К. Насыров и М. Умитбаев ратовали за национальную культуру, литературу, понятную татарскому и башкирскому народам. Но они не смогли подняться до осознания необходимости революционной борьбы с самодержавием, реакционными классами и революционного преобразования России. Особенно во взглядах М. Умитбаева выразилась ограниченность и ошибочность в понимании русского монархическо-крепостнического государства и французской буржуазной революции. Только в самом начале XX века, особенно в годы первой русской революции, в татарской и башкирской общественной жизни зародилось новое направление: на историческую арену поднялись революционно-демократические писатели и поэты (Г. Камал, М. Гафури, Г. Тукай, Г. Кулахметов и др.), появились первые татарские и башкирские социал-демократы во главе с Хусаином Ямашевым. В это время ясно наметились три основных идейно политических течения, которые В. И. Ленин считал характерными для России эпохи империализма: либерально-буржуазное, мелко-буржуазно-демократическое и революционно-пролетарское. В восточных окраинах России борьба демократических, революционных и социалистических идей с буржуазно-националистическими и клерикальными приняла острый характер. Эта борьба положила свой отпечаток и на художественную литературу.

Мажит Гафури явился одним из выдающихся представителей демократическо-революционной мысли в татарской и башкирской литературе. Уже в годы учебы в медресе, в городе Троицке, он увлекался просветительской деятельностью Каюма Насырова, близко ознакомился с новой просветительской татарской литературой, с произведениями великих классиков Востока. А в 1903–1904 гг. Мажит Гафури также начал знакомиться с русской литературой XIX века.

Мажит Гафури (Габдулмажит Нурганиевич Гафуров) родился 3 августа (по старому стилю 20 июля) 1880 года в деревне Елем-Караново, Стерлитамакского уезда (ныне Гафурийский район республики Башкортостан), в семье бедного башкирского сельского учителя Нургани. Нургани имел маленькое хозяйство, летом занимался пчеловодством, а зимой обучал детей в школе своей деревни. Он видел нищенскую жизнь башкирских и татарских крестьян и стремился обеспечить своим сыновьям более высокий жизненный уровень. Нургани считал лучшим положение муллы или хальфа, и ему хотелось, чтобы все его сыновья (а их было четверо) в будущем стали «первыми людьми» среди крестьян.

Мажит с малых лет любил слушать народные сказки и легенды, рассказываемые отцом и крестьянами, отличался прилежностью в учебе. Восьми лет он уже самостоятельно начал читать мусульманские книги, и отец взял его к себе в школу. Маленький Мажит в течение двух-трех лет осваивает «программу» сельского мектебе и в одиннадцать лет начинает помогать отцу в обучении детей. Видя большие способности своего сына, Нургани осенью 1893 года устраивает Мажита в медресе соседней деревни Утяшево.

Медресе в деревне Утяшево было религиозно-схоластической школой. Вскоре отец Мажита умер, а спустя 6 месяцев умерла и мать. Для круглого сироты наступили тяжелые дни.

Осенью 1898 года Гафури пешком отправляется в город Троицк, расположенный в 450 километрах от его родной деревни. С большими трудностями он добирается до города и поступает на учебу в медресе ишана Зайнуллы Расулева. Сбежав от ужасов темной, нищей башкирской деревни с ее муллами, торговцами, кулаками и религиозными школами, Гафури очутился в провинциальном городе Оренбургской губернии (на территории нынешней Челябинской области), где колониальный гнет царизма переплетался с религиозно-духовным гнетом феодального Востока.

Материальное положение Мажита Гафури в Троицке продолжает оставаться тяжелым. Он попрежнему живет тем, что прислуживает богатым шакирдам, а в летние месяцы работает чернорабочим на торфяных разработках, на золотых приисках, в хозяйстве кулаков, учительствует в казахских кочевьях. Так продолжается до осени 1905 года.

Будучи совершенно неудовлетворенным учебой в религиозно-схоластическом медресе, Мажит Гафури в 1901–1903 гг. упорно занимается самообразованием. Этому способствует и открывшаяся в Троицке национальная библиотека «Хэзмэт». Гафури изучает арабский, турецкий, иранский и русский языки, историю и географию, восточную поэзию, просветительскую татарскую литературу и классическую русскую литературу. Все это расширяет его кругозор и укрепляет в нем критическое осмысливание окружающего. Гафури начинает открыто выступать против существующих порядков в медресе и его духовного отца — руководителя Зайнуллы-ишана. Вокруг молодого протестанта группируется передовая часть шакирдов и молодежи.

Весной 1902 года Гафури пишет свое первое сатирическое стихотворение «Шакирдам ишана», в котором высмеивает и смело критикует существовавшие порядки в медресе, деспотическое отношение ишана к шакирдам, их раболепие перед этим «святым» человеком. Это стихотворение в рукописном виде очень быстро распространилось среди шакирдов и молодежи и вызвало большое возбуждение среди них. Разгневанный ишан запретил Гафури жить в медресе, а консервативные шакирды, сторонники ишана, стали жестоко преследовать его. Тогда Гафури в городе снимает частную комнату, которая очень скоро становится культурно-просветительным очагом для прогрессивной молодежи. Летом этого же года он пишет свой первый художественный рассказ «Жизнь, прошедшая в нищете». Таким образом, Мажит Гафури выступил в литературе одновременно и как поэт, и как прозаик.

В этом же году Гафури пишет свою первую поэму «Сибирская железная дорога». В этой поэме Гафури смело критикует отсталость, бескультурье российских мусульман, призывает татар и башкир проснуться от вековой спячки, осознать свое жалкое положение, учиться у русского народа, построившего при помощи науки и техники грандиозную железную дорогу от Москвы до Дальнего Востока, до Китая. Поэма звучит как гимн родине — России, творческому гению, созидательному труду русского народа:

Вдоль дороги большие растут города,
А по рекам большие проходят суда,
И народ, на сибирской живущий земле,
Благодарен великой России всегда.

Честь и слава России — могучей стране,
Чье дыханье я слышу в ночной тишине.
Где слова разыскать, чтоб о ней рассказать.
Чтоб достойною песней воспеть ее мне!..

Перевел А. Ойслендер

Гафури не понял империалистической сущности продвижения русского царизма на Дальний Восток, не понял того, что эта дорога, по характеристике В. И. Ленина, «великая не только по своей длине, но и по безмерному грабежу строителями казенных денег, по безмерной эксплуатации строивших ее рабочих». Но Гафури видел прогрессивное значение дороги, как результат больших достижений науки и техники, как проявление силы и мощи России, с которой должны брать пример мусульманские народы России, в первую очередь, татары и башкиры, живущие на Волге, Урале и в Сибири.

Мажит Гафури начал свой творческий путь как писатель-просветитель. Но уже в первых его произведениях, наряду с критикой схоластической системы обучения и воспитания молодежи и проповедью необходимости просвещения народа, рельефно вскрываются социальные противоречия татаро-башкирской общественной жизни накануне первой буржуазно-демократической революции в России. В рассказе «Жизнь, пройденная в нищете» Гафури впервые в татарской и башкирской литературе отобразил тяжелую жизнь народа, подневольный труд деревенских батраков, их гибель.

Конечно, просветительские взгляды Гафури не были свободны от противоречий и ограниченности. В целом до Октябрьской социалистической революции, несмотря на искреннее сочувствие идеям революционного свержения самодержавия, Мажит Гафури больше всего верил общественному и нравственному прогрессу через просвещение, культуру, не поднимаясь до понимания необходимости коренного революционного переустройства всего общественного и государственного строя. Но, несмотря на это, его просветительские взгляды были глубоко критическими, обличительными, направленными на воспитание общественного самосознания татарских и башкирских народных масс. Итак, в начале своего творчества Гафури выступает как писатель-просветитель, как защитник бедных, обездоленных людей, бесправных и угнетенных народов.

Осенью 1905 года Мажит Гафури бросает учебу в религиозно-схоластическом медресе в Троицке, переезжает в Казань и поступает на учебу в новометодное медресе «Мухаммадия». Но и это медресе крупного казанского муллы Галимджана Баруди, считавшееся передовым, оказалось буржуазно-схоластической высшей школой. Во главе ее стоял такой же представитель духовенства, как Зайнулла-ишан, отличающийся только некоторыми либеральными взглядами.

В Казани Мажит Гафури быстро знакомится с представителями передовой татарской интеллигенции: основоположником татарской драматургии Г. Камалом, преподавателем русского языка, революционным писателем-драматургом Г. Кулахметовым и революционером-большевиком Хусаином Ямашевым. Гафури принимает активное участие в шакирдских и студенческих забастовках и демонстрациях, в митингах, распространяет листовки и прокламации, сотрудничает в новых татарских газетах, пишет ряд стихотворений на злободневные политические темы.

Как давно связавший свои идейно-политические стремления с судьбой татарского и башкирского народов, Мажит Гафури приветствует первую русскую революцию стихотворением «Стихи радости», поздравляет свой народ с революцией. Он обращается с призывом осуществить давно желанную свободу и активно участвовать в революционной борьбе.

Дни свободы пришли, долгожданные дни,
Людям нашей страны, словно праздник, они.
Так прими же, народ, поздравленье мое,
Нынче думы у нас и желанья — одни…

Перевела В. Звягинцева.

В конце 1905 года, когда революция достигла своей высшей точки, Гафури нашел ответ на вопрос: кто высасывает кровь из народа, кто его угнетает и кто над ним издевается. В стихотворении «Богач» поэт показал образ богача, который, опираясь на законы реакционного царского правительства, может в любое время оставить рабочих людей без работы, без крошки хлеба, выгнать на улицу. Поэт верит, что «скоро наступит светлое время, время справедливости и возмездия, тогда в пух и прах разлетится все: золото, серебро, дорогая одежда этих дубин-богачей!»

Первая буржуазно-демократическая революция в России еще сильнее углубила социально-политические мотивы в творчестве Мажита Гафури, расширила его тематику. Наряду с такими революционными стихотворениями, как «Перемена», «Настало время», «В период свободы», «Открылась первая дума», «Наши дни», «Две птицы» и др. Гафури в 1905 году написал рассказ «Голодный год или проданная девушка». В нем писатель отразил тяжелое положение бедной крестьянской семьи, трагедию татаро-башкирских девушек, проданных богачами в публичный дом.

В период первой русской революции в мировоззрении Мажита Гафури происходит резкий перелом. Поэт поднялся до понимания того, что задачей народных масс является свержение господства угнетателей и установление в обществе таких законов, которые отвечали бы интересам и требованиям народа. «Надо разорвать черный покров, тогда истинная свобода пустит свои корни в каждой деревне, в каждом городе», — говорит поэт в 1906 году в стихотворении «Открылась первая дума». Однако в эти годы в мировоззрении поэта были еще противоречия и ошибки. Гафури не понял политической сущности царского манифеста 17-го октября 1905 года и первой государственной думы. К ним он отнесся еще с доверием и ожидал от них разрешения волновавших его вопросов. Но, несмотря на все это, в целом творчество Мажита Гафури тех революционных лет выражает боевой дух, пафос борьбы народных масс против царского самодержавия и угнетателей народа.

Как известно, «после поражения декабрьского восстания начался поворот к постепенному отступлению революции. Подъем революции сменился ее постепенной убылью… Однако, революция еще не была подавлена. Рабочие и революционные крестьяне отступали медленно, с боями». Революционные волнения продолжались также в армии, во флоте, в провинциальных городах и на окраинах России, что не могло не отразиться и на творчестве Мажита Гафури. Поэт продолжает писать боевые, революционные стихи, проникнутые освободительными идеями, призывающими народ к усилению революционной борьбы. В конце 1906 года Гафури написал свои знаменитые стихотворения «Завет 1906 года 1907 году» и «Ответ 1907 года». Устами 1906 года поэт подытоживает революционную борьбу прошедшего года и выражает надежду на то, чтобы «свалить большое дерево» — самодержавие, «освободить овец» — угнетенных от «злодейства кровавых волков» — эксплуататоров.

Таким образом, творчество Мажита Гафури 1905–1906 годов проникнуто яркими освободительными и революционными идеями. Выражая настроения народных масс, писатель активно участвует в борьбе с царским самодержавием, национальной буржуазией и татаро-башкирским духовенством. В период первой русской революции Мажит Гафури оформился в подлинно революционно-демократического поэта и заложил основы башкирской демократической литературы. Активное участие в бурных событиях эпохи, рост сознания и обогащение жизненного опыта, резкий перелом в мировоззрении поэта определили и характер его творчества в целом. В поэзии Гафури этих лет доминирует уже не просветительство, а политическая лирика, проникнутая революционными идеями.

Столыпинская реакция явилась жестоким ударом для Мажита Гафури, всем сердцем ждавшего больших социально-политических преобразований в России. Официальные организации царского правительства включает поэта в список «подозрительных людей», «вольнодумцев» и «бунтовщиков». Агенты царской охранки ищут местонахождение Гафури. Поэтому весной 1906 года, избегая преследования полиции, Гафури, вместе с татарским поэтом Миргаязом Укмаси, уезжает в казахские степи, а потом, осенью того же года, переселяется в Башкирию, в Уфу, где живет до самой своей смерти (1934 г.). Осенью 1907 года Гафури поступает вольнослушателем высшего полудуховного, полусветского медресе «Галия» и успешно оканчивает его в 1909 году.

Царское самодержавие беспрестанно преследовало Гафури. Его два сборника стихов «Моя молодая жизнь» и «Любовь к нации», а также рассказ «Дети-сироты» были конфискованы. Над самим поэтом с 1911 года был учрежден особый надзор полиции. Царская цензура придиралась к каждому новому произведению поэта, ища в нем «сомнительных», «бунтовщических» идей и мыслей. Преследования Гафури продолжались вплоть до 1917 года.

По поводу вышеуказанных сборников Гафури, в которые были включены знаменитые стихотворения поэта «Открылась первая дума», «Богач», «Две птицы», «Завет 1906 года 1907 году», «Ответ 1907 года» и другие, Казанский временный комитет по делам печати в своем донесении от 29 марта 1911 года прокурору Казанской судебной палаты писал: «В то время, как начальствующие лица и правительство именуются «тиранами», «обидчиками», «людьми, причиняющими вред другим», «кровопийцами-волками», «врагами» — революционеры именуются «героями», «светлыми головами», восхваляется их деятельность, направленная к тому, чтобы свалить «большое дерево», под которым подразумевается существующий государственный строй….Стихи на стр. 30, 32 и 34 содержат призыв к продолжению деятельности, направленной к ниспровержению существующего в государстве общественного строя, причем в сокращении приведен и обычный революционный лозунг».

Основываясь на этом донесении, Казанский окружной суд завел «дело о публичном распространении сочинения, возбуждающего к учинению бунтовщического деяния и к ниспровержению существующего строя,…отпечатанное в брошюре Гафурова».

Столыпинскую реакцию Гафури глубоко ненавидел, назвал ее «торжеством ишанов и позорной жизнью, наполненной змеями-драконами». Несмотря на преследования полиции и конфискацию книг, Гафури не ослабил упорной творческой работы. В 1907–1913 годах Гафури, наряду с многочисленными стихотворениями и сатирическими баснями, написал также значительное количество реалистических и романтических рассказов и повесть «Бедняки». Главными персонажами этих произведений выступают городские бедняки, старики-батраки, беспризорные дети, нищие и др. Вся симпатия и любовь М. Гафури на стороне этих людей, придавленных социальным строем того времени.

Мажит Гафури, как подлинный народный писатель и выразитель страданий широких масс, находящихся в тисках реакции, разоблачает роскошь, сытость, эгоизм и безделье, господствующих классов. В этом отношении большое значение имеют его повесть «Бедняки» (1907) и стихотворение «Я вышел на базар». В повести перед глазами читателя проходит жизнь бедняка Шарифа, его жены Бадриямал и их детей. Повествование заканчивается смертью Шарифа. В морозные дни, в центре города, на базаре, в ожидании работы бедняк простуживается, тяжело заболевает и умирает. Еще трагичнее судьба молодой женщины-башкирки Джамили, брошенной на произвол судьбы мужем-деспотом. Долгие дни проводит она в безуспешных поисках работы, нищенствует и умирает в лачуге Шарифа перед родами. Описание жуткой жизни, смерти и похорон Джамили превращается в гневный протест против существующего социального строя, против богачей, служителей мусульманской религии — мулл. И в повести «Бедняки», и в стихотворении «Я вышел на базар» жизнь умирающих от голода и холода городских бедных людей противопоставлена жизни буржуа, который живет «как в раю: смеется, шутит, сыт».

Как и великий татарский народный поэт Г. Тукай, Мажит Гафури является самым искренним другом бедных, угнетенных и обездоленных женщин — татарок и башкирок. В таких произведениях, как «Женщина-татарка» (1908). «Забытое преступление или воспоминание о прошлом» (1909), «Терпению Зайнап пришел конец» (1911) и др., М. Гафури, как и в повести «Бедняки», раскрывает тяжелое положение женщины, угнетаемой мужем-деспотом, кровожадными баями, торговцами и духовенством.

Гафури, учась у великого русского баснописца И. А. Крылова, с одной стороны, и, подражая басенным жанрам восточной литературы, с другой, создал целую серию басен, полных национального колорита. Наряду с общими явлениями российской действительности тех лет, он изображает в них конкретные стороны общественной жизни татар и башкир. В своих баснях Гафури резко критикует и разоблачает деспотизм, беззаконие правящих классов, фальшивость царского суда, гнилость буржуазной морали, деспотизм мусульманского духовенства, лицемерие и трусость национальной либеральной буржуазной интеллигенции. В своих баснях, насыщенных духом народности, поэт мастерски использовал народные пословицы, поговорки и острые выражения. Гафури является основоположником басенного жанра не только в башкирской, но и в татарской литературе. Преследования самодержавия, придирки царской цензуры, издевательства татарской и башкирской буржуазии и духовенства над поэтом заставляли его прибегать к самым различным литературным формам и к «эзоповскому языку». С баснями Гафури очень тесно связано появление в его творчестве также сатирических стихотворений («Всезнающий мулла», «Сладость чина», «Угощение, посланное богом», «Он еще не стар»).

В творчестве Мажита Гафури 1909–1913 годов, особенно в его прозе, появляются романтические мотивы и образы. Таковы его рассказы-легенды: «Заятуляк и Сусылу», «На берегу Белой», «Впечатления», «Булгар кызы Айхылу» и др., написанные на основе фольклорных материалов. Но романтизм революционно-демократического поэта М. Гафури резко отличается от романтизма, возникшего в период реакции в татарской и башкирской буржуазно-националистической литературе. Романтизм Гафури — прогрессивный, проникнут освободительными идеями. Выведенные в его своеобразных романтических рассказах-легендах образы (Заятуляк, Сусылу, Алтынсэс) наделены большой силой воли, возвышенными идеалами, глубокими патриотическими чувствами. Однако судьба этих романтических героев трагична: они в большинстве случаев погибают, не находя на земле счастливой жизни и чистой любви. В рассказе «На берегу Белой» М. Гафури создал образ легендарной девушки с солнечным ликом, которая в момент серьезной опасности для своей родины первой бросается против войск чужеземцев, пришедших с Востока в качестве завоевателей. В романтизме М. Гафури заметно влияние революционной романтики Максима Горького.

Весной 1912 года Гафури устраивается на работу в типографию «Шарек» («Восток») в качестве корректора. В этой типографии Гафури работал до 1919 года.

Как суровый реалист, Мажит Гафури и в годы черной реакции никогда не отрывался от жизни простого народа. Он всегда оставался в той среде, где в страшной нужде жил бедняк:

Я там, где стонут бедняки. Все нищие — мои друзья.
Они — мой круг. С любым из них сумею столковаться я.
Я их люблю за то, что в них ни капли скрытой злобы нет.
Любой из бедных чист душой, хотя и в рубище одет…

Перевел Д. Кедрин

Свою неразрывную связь с народом поэт еще ярче выразил в стихотворении «Я и мой народ»:

Лишь сделаю я шаг вперед —
Как тотчас оглянусь назад:
Желая знать, куда шагнул,
К народу обращаю взгляд.

Перевел П. Панченко.

Империалистическая война принесла трудящимся тягчайшие страдания и лишения. Это не могло не отразиться на творчестве Мажита Гафури, давно связавшего свою судьбу с судьбой угнетенных народных масс. В мировоззрении Гафури происходит резкий перелом. В 1915 году в знаменитом стихотворении «Видно, нет тебя, аллах!» Гафури подвергает сомнению существование бога, обвиняет религию в рабском служении золоту-капиталу. Народным массам, стонавшим под тяжестью кровавой войны, пользы от религии нет. А бог ничего не делает против злодеяния на земле, смотрит «сквозь пальцы на слезы и кровь». Такое выступление поэта в разгаре войны вызвало резкое возмущение татарского и башкирского духовенства и реакционной национальной буржуазии.

Свое резкое отрицательное отношение к войне Гафури ярко выразил в стихотворении «Кто он?», написанном в 1915 году. В этом стихотворении Гафури обращается уже не к богу, который «сотворил людей», а прямо к рядовым солдатам воюющих стран, призывает их к прекращению войны, к борьбе за завоевание свободы:

Этот враг твой, тобою заколотый в битве, — кто он?
Он лежит окровавлен, он насмерть тобой поражен.

…Ты с востока, он с запада шел, оба думали вы:
«Если я не успею убить — не сношу головы».

…Нет! Пока ты в невольниках, твой не изменится путь.
Сам хозяином дел своих стань ты, — свободу добудь!

Перевел Н. Панов.

Страстный призыв к просвещению, ненависть к царизму и презрение к национальному рабству, великая любовь к правде и угнетенному народу, яркий гуманизм, жажда свободы и борьба за нее, надежда на светлое будущее, уважение и любовь к русскому народу и его великим писателям — все это составляет основное содержание дореволюционного творчества Мажита Гафури. Оставаясь верным идее дружбы народов, прославляя способность народа к жизни, творчеству, труду и борьбе, свято храня освободительные и революционные чувства и мысли, Гафури всегда шел со своим народом.

Великую Октябрьскую социалистическую революцию Мажит Гафури встретил с большим подъемом и огромной радостью.

Перед ним не стоял вопрос: «принимать или не принимать эту революцию». Гафури хорошо понимал, что эта революция есть начало величайшего преобразования человеческого общества на новых социальных началах, что она освободила народы России от помещичьего и капиталистического гнета, от национального бесправия и создала широкие возможности для культурного и экономического развития трудящихся всех национальностей, объединила их в единую дружную семью.

Мажит Гафури является певцом Великой Октябрьской социалистической революции, которая освободила Гафури от идейно-политических противоречий, дала ему духовную удовлетворенность жизнью, крепко связала идейно его с гегемоном этой революции — рабочим классом.

Мажит Гафури в честь социалистической революции создал задушевные, прекрасные оды, пламенные лирические стихотворения («Своему сердцу», «Дни освобождения», «В честь свободы», «Противникам свободы», «Прочь сомнения и страх!», «Революция», «Торжественный праздник» и др.), которые являются лучшими образцами послереволюционной башкирской и татарской советской поэзии. Когда молодая Советская республика оказалась в серьезной опасности, а определенная часть татарской и башкирской интеллигенции скатилась в лагерь контрреволюции. Мажит Гафури, как подлинный революционный поэт, пламенно выступает в защиту октябрьских завоеваний, призывая трудящихся грудью отстаивать молодую Советскую республику. Свое испытанное в борьбе перо он направляет против белых банд, интервентов и контрреволюционных националистов. Такие стихотворения поэта, как «День суда», «Луч», «Богачу», «Наш путь», «Дай руку!», «Не бойтесь!», «Пускай развевается красное знамя», «Привет», «Клятва», «Татарскому джигиту», имели большое агитационное значение.

Мажит Гафури с большим вниманием следил за ходом гражданской войны, живо откликался на каждую победу героической Красной Армии на фронтах. С получением вести о победе Красной Армии под руководством товарища Сталина под Царицыном, поэт пишет известное свое стихотворение «Дай руку!» и от всей души поздравляет победителей:

Дай руку мне — ту руку, из которой
Струилась кровь горячая, когда
Ты вражеские сокрушал твердыни,
От них не оставляя и следа.

Позволь пожать твою святую руку,
Усталую от множества трудов —
Ведь ею ты оборонял Царицын
И отстоять грядущее готов.

Перевел М. Шехтер.

Когда царский адмирал и ставленник англо-американских империалистов Колчак двинул свои войска на Урал, на родину поэта, Мажит Гафури, ясно понимая всю серьезность и опасность создавшегося положения, написал свое знаменитое стихотворение «Татарскому джигиту», призывая татарских и башкирских джигитов «наточить на голубом камне Урала сабли и прогнать врагов».

Стихи и песни Мажита Гафури, написанные в годы гражданской войны, проникнуты горячим советским патриотизмом. Они вдохновляли бойцов Красной Армии, трудящихся на борьбу против внутренних и внешних врагов молодого Советского государства. В 1920 году Мажит Гафури написал поэму «Эшсе» («Труженик»), в которой отобразил процесс обнищания, пролетаризации татарского и башкирского крестьянства в дореволюционное время, жестокую эксплуатацию рабочих.

В июне 1923 года советская общественность Башкирии отметила двадцатилетие творческой деятельности Мажита Гафури. Решением Башкирского Центрального Исполнительного Комитета ему было присвоено звание народного поэта Башкирской республики и созданы необходимые условия для его дальнейшей плодотворной творческой работы. В своей тетради «Воспоминания», в дни подготовки к юбилею, он чистосердечно и взволнованно писал: «Не так много времени пройдет, как весь мир, весь земной шар будет распевать песни свободы… Мы этому верим и ждем с нетерпением. Я пою только об этом, только с ней нахожу душевный подъем, почву для своего вдохновения, смысл своей жизни. Только после революции я понял смысл жизни. Я пришел к выводу о том, что люди добиваются свободы только через многие жертвы и страдания. С этой мыслью я жил в течение долгих лет и вот уже пришел к прекрасной весне 1923 года. Я теперь очень рад, как птица, прилетевшая с юга». В 1924–1929 гг. Гафури работает в редакции татарской газеты «Новая деревня». В эти годы быстро развивается и расширяется его творческая деятельность. Кроме стихотворений, он пишет свои известные повести «Черноликие», «Ступени жизни» и «На золотых приисках поэта», пьесу «Красная звезда», либретто к опере «Эшсе», а также много статей. Его популярность еще быстрее растет среди народа, среди татарских и башкирских грудящихся масс.

Поэт ясно понимал, что строительство социализма в нашей стране формирует новых людей, для которых труд стал делом чести, славы, доблести и геройства. Его творчество стало еще более многогранным, обогатилось новой тематикой, новыми жанрами и образами.

Мажит Гафури является современником двух эпох, противоположных друг другу. Поэтому он часто и законно прибегает к сопоставлению этих двух миров: в прошлом он видел темную ночь, а в настоящем — сверкающую зарю.

Повесть «Черноликие» (1923–1926) справедливо считается шедевром башкирской и татарской советской литературы. Она является самым популярным произведением в народе. Написанная писателем Гайнаном Амири в соавторстве с артистом Вали Галимовым на сюжет этой повести драма «Кара юзляр» вот уже более пятнадцати лет не сходит со сцены Башкирского академического театра и колхозно-совхозных театров республики. Повесть «Черноликие» написана на основе живого факта, свидетелем которого был Гафури, будучи учеником деревенской схоластической школы. Спустя тридцать с лишним лет Гафури вернулся к этому страшному трагическому событию. В повести в ярких художественных картинах изображается татаро-башкирская действительность 90-х годов прошлого столетия, вскрывается трагическая судьба обаятельной, красивой и трудолюбивой девушки, доведенной законами шариата, деревенскими муллами и фанатиками до гибели. Пленительные образы героев этой повести — Галимы — «одной из миллионов жертв старого мира» — и ее возлюбленного, трудолюбивого, замечательного деревенского юноши Закира, являются любимыми героями читателей. Прототипом образа Галимы является, до некоторой степени, младшая сестра поэта Сафия. Как описано в повести, умная, трудолюбивая и красивая девушка Галима чистосердечно полюбила лучшего джигита своей деревни Закира. Они мечтают о счастливой будущей семейной жизни. Но завистники-сыновья богачей и вместе с ними мулла-хазрет и его окружающие фанатики ненавидят чистосердечную, душевную любовь молодых людей и всеми силами мешают им жениться. Для «разоблачения» их преступности перед законами шариата оказалась достаточной встреча и задушевная беседа Галимы и Закира. Их объявляют нарушителями законов шариата, вероотступниками, большими грешниками и сурово позорят перед всей деревней. Кроме того, особенно тяжким ударом для Галимы было проклятие ее отца Фахри, который был в плену отвратительных религиозных предрассудков. Старик Фахри выгоняет свою единственную дочь из дому. А ее возлюбленный вынужден покинуть деревню и уехать в город. Известная всей деревне своей красотой и трудолюбием Галима не может вынести этого «позора»: она сходит с ума и гибнет, утонув в проруби. Но и Закир, сильно избитый и искалеченный, очень серьезно заболел туберкулезом легких, доходящим до кровохарканья: «У него болезнь сидит внутри».

Вместе с тем в этой повести Мажит Гафури беспощадно срывает маски с татаро-башкирского духовенства. Эти люди предстают перед читателем во всей гнусной наготе, лишенные всякой чести и совести. После чтения повести читатели приходят к мысли о том, что черные лица не Галима и Закир, а они, эти «блюстители порядка» и законов шариата, т. е. муллы и их пособники.

Главные герои повести «Черноликие» Галима и Закир вызывают у читателя искреннее сочувствие, а отрицательные персонажи — глубокое отвращение и ненависть. Повесть «Черноликие» занимает выдающееся место в истории башкирской советской литературы.

В повести «Ступени жизни» (1927) показан рост классового самосознания бывшего крестьянского юноши, ученика схоластической татаро-башкирской школы, потом рядового солдата царской армии Вахита Ягфарова, постепенное становление характера революционера, большевика. В идейно-политическом формировании Вахита большую роль сыграли солдат-революционер, коммунист Нури Сагитов и русские революционеры-большевики. Вахит проходит ступени суровой жизни: учеба в медресе, служба в царской армии, участие в солдатских волнениях во время империалистической войны, в февральской революции, в Октябрьском перевороте и, наконец, активное участие в гражданской войне в качестве красного командира.

Интересен в повести образ бывшего сельского учителя-просветителя Нагима Аминова, выступившего против мулл и религиозного мракобесия, а после революции и гражданской войны ставшего губернским комиссаром народного просвещения.

Центральной темой автобиографической повести М. Гафури «На золотых приисках поэта» (1929–1930) является жизнь рабочих золотых приисков Южного Урала (Башкирии) в самом конце XIX столетия и накануне революции 1905 года. Мажит Гафури, будучи шакирдом медресе Зайнуллы-ишана в Троицке, в летние каникулы работал на приисках татарских золотопромышленников. На золотых приисках братьев Рамиевых царила жестокая эксплуатация. Один из братьев-золотопромышленников был поэтом, печатавшим свои стихи под псевдонимом «Дардемэнд». Отсюда и название повести. Повествование идет от первого лица. Гафури показывает своих героев в различных обстоятельствах. Читатель видит и жизнь старой религиозно-схоластической мусульманской школы, и картины быта казахских батраков, и жизнь рабочих золотых приисков, и издевательское, нечеловеческое отношение хозяев приисков к рабочим, и, наконец, полемику Гафури с татарским буржуазным поэтом, символистом-декадентом Дардемэндом — Закиром Рамиевым.

В повести «На золотых приисках поэта» Гафури создал образы рабочих — первых представителей пролетариата из татар и башкир, сыновья которых под руководством русского рабочего класса шли в октябре 1917 года на героический штурм твердынь царского самодержавия и капитализма. Таковы старики Салим, Сибгат, сезонные рабочие-башкиры Файзулла, Шакир, безымянный башкир с Урала, нашедший большой самородок «с лошадиную голову», старик-сторож, инвалид, который на заводах и в шахтах работал сорок лет, и другие. Труд рабочих совершенно не ценится. Хозяева их даже не считают за людей и с ними не разговаривают. Рабочие находятся в опасных «выработанных» шахтах. Там часты обвалы, катастрофы. Старик Салим, «подземный человек», получает на шахте тяжелое увечье, а молодой рабочий, который не так давно был крепким и «железные подковы гнул», умирает без всякой «врачебной помощи, в мрачной казарме».

В повести удачно и очень метко раскрыто крушение мелкобуржуазных иллюзий сезонных рабочих, недавних крестьян. Хорошо это раскрывается в эпизоде с большим самородком золота, величиною «с лошадиную голову», который выкопал из земли «башкир с Урала». Рабочие, особенно сезонники, считали, что человек, нашедший этот огромный самородок, будет обеспечен на всю жизнь. Но хозяева дали ему в награду только сто рублей: «Известие о том, что башкира наградили только ста рублями, огорчило всех. Все поражались жадности баев». Таким образом, тяжелый труд рабочих и найденное ими золото обогащают только хозяев золотых приисков.

Повесть «На золотых приисках поэта» заканчивается высказыванием Гафури о том, что хозяином приисков был поэт Дардемэнд. «Только спустя многие годы я узнал, — пишет Гафури, — что автор стихов, подписанных именем «Дардемэнд» — хозяин приисков, Закир Рамиев. Оказывается, мы работали на золотых приисках поэта! Тысячи изнуренных, падавших от усталости рабочих обогащали поэта Дардемэнда». Вот она капиталистическая действительность какая! Один поэт работал на другого! Дальше Гафури взволнованно говорит о новых хозяевах Урала и об этих золотых приисках — свободных от эксплуатации и гнета рабочих: «Революция до конца разрушила власть капитала. Вместе с уральскими рудниками и золотыми приисками, принадлежащими английским, французским и русским капиталистам, в руки рабочих перешли и золотые прииски поэта. Сейчас там совершаются новые дела, складываются песни на новый лад, рокочут мощные машины. На Урале ныне воздвигается Магнитострой. Теперь там раздаются голоса свободных людей и призывные гудки гигантских заводов».

Эта повесть Мажита Гафури написана под влиянием А. М. Горького и по своей художественной манере она напоминает «Мои университеты» великого пролетарского писателя. Вообще Мажит Гафури ряд своих произведений послереволюционного периода написал под благотворным влиянием Максима Горького. Об этом говорит следующий факт. В августе 1928 года, с целью сдачи Татарскому академическому театру либретто «Эшсэ», Гафури ездил в Казань. В это время в Казань приезжает и Алексей Максимович Горький. На вечере казанских журналистов и татарских писателей познакомили Мажита Гафури с Горьким. Притом Горький заявил: «Я о вас слыхал, так что я вас давно знаю». Эти задушевные слова великого русского писателя окрылили Гафури. После этой встречи Мажит Гафури еще раз прочитал «Фому Гордеева», «Дело Артамоновых» и «Жизнь Клима Самгина» и заявил: «Ведь до революции в общественной жизни татар и башкир такие явления, события и люди были. В своем новом произведении «Лишенные», над которым сейчас работаю, я думаю показать рост, развитие и разложение национальной буржуазии и буржуазной интеллигенции перед революцией». Но задуманный М. Гафури роман остался незаконченным, тяжелая болезнь и смерть прервали работу.

Повесть Мажита Гафури «На золотых приисках поэта» оказала влияние на дальнейшее развитие башкирской советской литературы. Так, например, талантливый драматург Сагит Мифтахов в 1934 г. написал свою драму по сюжету этой повести — «Балканда», которая более пятнадцати лет ставится на сцене Башкирского академического театра драмы.

Мажит Гафури не только поэт, баснописец, прозаик, публицист, но и драматург. В 1926 году Мажит Гафури написал пьесу «Красная звезда», которая сыграла большую роль в создании реалистической башкирской драматургии на новые, советские темы. По существу история башкирской драматургии и начинается с этой пьесы.

В 1927–1928 годах Гафури пишет также свое первое либретто оперы «Эшсэ» («Рабочий») по сюжету одноименной поэмы, которая ставилась на сцене Татарского академического театра в Казани.

В годы первых пятилеток Мажит Гафури создал такие замечательные стихотворения, как «Песня красных воинов», «Златоуст», «Историческое десятилетие», «Гром с безоблачного неба», «Он не умер», «Воспоминание о Сибири», «Прежняя «она» человеком стала», «Ленинизм — мой маяк», «Симфония великих побед», «Советским писателям» и др. В этих стихотворениях он отразил самые разнообразные стороны советской действительности, воспел освобожденный от эксплуатации труд, новых людей, Красную Армию, расцвет нашей страны, колхозное строительство, советскую молодежь и т. д.

В советское время Мажит Гафури неустанно, систематически интересовался и международным положением. В стихотворениях «Гости из-за рубежа», «За океаном», «Заграничные враги», «В мире капитала» и др. он разоблачал «демократию» англо-американских империалистов, их звериную колониальную политику в отношении народов восточных стран и «черных» негров; воспел миролюбивую политику Советского Союза, политику борьбы против поджигателей новых империалистических войн.

Мажит Гафури умер 28 октября 1934 года в Уфе. Он похоронен в Центральном парке культуры и отдыха им. Матросова.

Характерной чертой послереволюционной поэзии Мажита Гафури является тема советского патриотизма, дружбы народов, обороны социалистической Родины, мощи героической Советской Армии. В стихотворении «Я — патриот», написанном в 1932 году, поэт очень ярко выразил свое отношение и любовь к советской Родине.

Мажит Гафури написал ряд стихотворений о Ленине и Сталине, о Коммунистической партии. В 1924 году, после смерти великого вождя Ленина, он первым в башкирской советской поэзии написал горячо взволнованное стихотворение «Эхо траура». В период индустриализации и коллективизации нашей страны Гафури живо откликался на все животрепещущие вопросы современности. В стихотворении «Он не умер» поэт говорит о бессмертии великого Ленина, о мудрости его партии:

Вот почему
Для нас вовек нетленен
Великий образ нашего вождя.
С благоговеньем говорим мы:
 — Ленин,
Его путем в грядущее идя.
Его стальная партия — могуча! —
Сплоченней, крепче стала, чем была.
Он жив.
Он нас борьбе за счастье учит, —
Пусть будет жизнь на всей земле светла!

Перевел Н. Милованов.

Такие стихотворения поэта, как «Эхо траура», «Вечно в памяти он», «Симфония великих побед» и другие, являются прекрасными одами, задушевными песнями о Ленине и Сталине. Ленинская Коммунистическая партия была для поэта путеводной звездой. Свою эту мысль он ясно выразил в стихотворении «Ленинизм — мой маяк», написанном в последний год своей жизни:

Я своей родной Советской власти
Никогда ни в чем не изменил.
И, борясь за волю и за счастье,
Я к врагам лишь ненависть хранил.
И всегда я верен правде этой, —
Был не раз в опасности мой дом.
Но с народом защищал Советы
Я своим отточенным пером.
Знаю, иногда в болоте жизни
Застревала и нога моя…
Но нашел я правду в ленинизме —
Это мой негаснущий маяк!

Перевел В. Трубицын.

Мажит Гафури был глубоким знатоком устного творчества башкирского и татарского народов. Он также был знаком и с казахским фольклором. Фольклор придал его творчеству особое обаяние, простоту и яркость. Гафури искусно сочетал в своем творчестве лучшие традиции классической поэзии Востока, просветительской татарской литературы XIX века, богатство народного творчества и лучшие традиции русской классической и советской литературы.

На послереволюционное творчество поэта имели непосредственное влияние Максим Горький, В. Маяковский, Демьян Бедный и др. Мажит Гафури неустанно учился мастерству у великих русских классиков.

Мажит Гафури является весьма многогранным поэтом, прозаиком и публицистом. И после революции он, помимо многочисленных лирических стихотворений, создал значительное количество поэм, рассказов, повестей и публицистических статей. С большой любовью Гафури работал также и в области детской литературы. На его детских стихах, рассказах, сказках и баснях воспитывались и воспитываются целые поколения башкирских и татарских детей. По существу Гафури является одним из зачинателей и основателей башкирской и татарской детской литературы.

Мажит Гафури знал и любил природу. Он был ее настоящим певцом. В его рассказах «На берегу Белой», «Впечатления», «История одной тайной любви», «Дикий гусь», «Старик-охотник», «На горах Урала», в поэме «Эшсэ», в повестях «Черноликие» и «На золотых приисках поэта», во многих стихотворениях, а также в своих незаконченных мемуарах «Моя биография» обрисована богатая, прекрасная природа Урала и Башкирии.

Мажит Гафури, с радостью встретив и воспев социалистическую революцию, до конца своей жизни остался ей верен, был настоящим патриотом советской Родины. Творчество великого поэта башкирского и татарского народов, пламенного советского патриота носит интернациональный характер.

Мажит Гафури оказал влияние на творчество своих современников, башкирских и татарских советских писателей. Крупнейший поэт советской Башкирии Сайфи Кудаш вступил в литературу как прямой ученик Гафури и великого татарского народного поэта Габдуллы Тукая. Лично знакомый с Мажитом Гафури еще до революции, Сайфи Кудаш учился у него идейной глубине и художественному мастерству. После революции Сайфи Кудаш посвятил своему учителю ряд стихотворений («Поэту» и др.), пьесу «Мажит Гафури» и повесть «Навстречу весне».

В начале Великой Отечественной войны Сайфи Кудаш написал стихотворение «Голос Гафури», в котором с любовью говорит о поэте:

Он с нами и сейчас идет плечом к плечу,
И голос Гафури не молкнет, как набат.
Он с нами и сейчас Отчизну бережет,
И в честь бойцов ее — стихи его звучат.
Штыками метких слов пронзает он врага,
Быть начеку всегда зовет родной народ.
Фашистский черный стан он молнией разит,
За Родину свою себя он отдает!

Другой поэт Гариф Гумер, пришедший в башкирскую советскую литературу в годы гражданской войны, начал развивать свое творчество под непосредственным влиянием Мажита Гафури и Тукая. Гариф Гумер так же, как и Сайфи Кудаш, написал ряд стихотворений и воспоминаний о Мажите Гафури.

Послереволюционное творчество Мажита Гафури, проникнутое народностью, глубокой идейностью, ярко выраженным советским патриотизмом и интернационализмом, являлось и является замечательным примером для башкирских и татарских советских поэтов и писателей. Очень хорошо подчеркнул это виднейший украинский советский поэт — академик Павло Тычина. «Великий след оставил по себе Мажит Гафури, — пишет он. — Талант его был огромен и многогранен. Будучи родоначальником башкирской литературы, будучи певцом Октябрьской революции также и в татарской литературе, он спешил проявить себя во всех тех областях искусства слова, которые еще не были до него заполнены: и в поэзии, и в прозе, и в писании книг для детей, в создании текста для оперы, в обработке записанных из уст народа легенд и сказок, в поднятии критической мысли Башкирии. Бессмертную славу заслужил он себе тем, что всю свою жизнь, как истинный гуманист, отдал на борьбу за счастье и правду человека… Мажит Гафури ушел уже на покой. Но перед смертью своей он передал саблю ненависти классовой младшему поколению поэтов. Вот оно: Сайфи Кудаш, Г. Салям, Гариф Гумер, Баязит Бикбай, М. Хай, С. Кулибай, Р. Ннгмати, Сайнан Амири, Ханиф Каримов, Кадыр Даян, М. Тажи, М. Сюндюкле… и др.».

На башкирском, татарском и русском языках написаны и опубликованы статьи, воспоминания и критические очерки о жизненном и творческом пути Мажита Гафури. Начиная с 1946 года, защищены четыре кандидатские диссертации («Дореволюционная проза Мажита Гафури» — А. Кудашев, «Дореволюционная творческая эволюция Мажита Гафури» — Г. Халит, «Педагогические взгляды Мажита Гафури» — А. Фатыхов, «Изучение произведений Мажита Гафури в V — VII классах башкирских школ» — Б. Магасумова) о Мажите Гафури. В 1941 году виднейший украинский поэт, академик Павло Тычина опубликовал исследование «Патриотизм в творчестве Мажита Гафури», в котором поставил Мажита Гафури в число великих писателей народов Советского Союза.

Работа по переводу произведений Мажита Гафури на русский язык развернулась только в советское время, особенно с 1934–1935 гг. Из богатого литературного наследства, оставленног Мажитом Гафури, русскому читателю известен ряд его сборников стихотворений, рассказов и повестей.

Коммунистическая партия и Советское правительство высоко оценили творчество Мажита Гафури. В 1940 году, в связи с 60-летием со дня рождения поэта, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Красноусольский район Башкирской АССР (где поэт родился и провел детские годы) переименован в Гафурийский, Башкирскому научно-исследовательскому институту языка, литературы и истории (теперь Институт истории, языка и литературы Башкирского филиала Академии наук СССР) присвоено имя Мажита Гафури.

Правительство Башкирской АССР вынесло постановление об издании полного собрания сочинений поэта на башкирском языке и организации в Уфе Дома-музея Мажита Гафури. Одна из улиц города Уфы носит имя Гафури. Имя поэта носят десятки колхозов и школ Башкирии. В 1948 г. открыт в г. Уфе Дом-музей поэта. За последние годы институты истории, языка и литературы Башкирского и Казанского филиалов Академии наук СССР, Башкнигоиздательство и Таткнигоиздательство начали издавать полное собрание сочинений Мажита Гафури на башкирском и татарском языках.

Творчество классика башкирского и татарского народов Мажита Гафури вошло в великую сокровищницу культуры народов Советского Союза. Никогда не смолкнет мощный голос поэта, который звучит, как призыв к жизни, к борьбе за счастье и дружбу между народами, за коммунизм.

А. Кудашев. кандидат филологических наук