Прошли годы. Остались далеко позади дни, проведенные на прииске. Но до сих пор перед моими глазами стоят невыразимо тяжелые картины жизни на шахте: тяжкий труд рабочих, голод, увечья, смерти, сокровище, брошенное башкиром на кроваво-красный ковер, стоны изувеченного старика Салима и жизнь баев, проходящая в утехах.

Только спустя многие годы я узнал, что автор стихов, подписанных именем «Дардемэнд», — хозяин приисков, Закир Рамиев. Оказывается, мы работали на золотых приисках поэта! Тысячи изнуренных, падавших от усталости рабочих обогащали поэта Дардемэнда.

Но он в своих стихах ни разу не вспомнил о них. Видно, сердце его, горевшее «восточной страстью», билось не для них. Огонь поэта согревал лишь тех, кто был богат.

Горел неистовый Меджнун, пылал в огне Фархад.
Сгорев однажды, на века прославились они…
А я, бедняк? Я с малых лет был пламенем объят,
И все ж в безвестности всегда свои влачу я дни.

Даже жестокую эксплуатацию рабочих поэт пытался облечь в поэтическую форму:

Если бедному народу ты казну распределишь,
То бедняк получит каждый по одной монете лишь.
Если ж с каждого сумеешь взять монету ты одну.
То на весь свой век составишь ты тогда себе казну!

Горделиво взирая на свое богатство, он благодарил бога и лицемерил, уверяя мир в том, что:

Велико мое богатство, но его господь мне дал.
Я доволен: я на свете никого не угнетал!

Он не считал гнетом то, что заставлял рабочих умирать в шахтах ради своих барышей.

Даже кухарку свою он подозревает в мелком воровстве, клянет ее и не верит ей:

Ай, кухарка! Сливки съест она,
А на кошку падает вина.
Только как тому поверит бай?
Что на это скажет абыстай?

Он сильно печалится о том, что богатство ушло из его рук и хозяевами земли стали трудящиеся:

Чем отдать свое богатство, поспеши его продать.
Что другим ты дал сегодня, отбери у них опить!

Но он не смог ни продать имущество иностранным богачам, ни взять обратно то, что «дал».

Революция до конца разрушила власть капитала. Вместе с уральскими рудниками и золотыми приисками, принадлежавшими английским, французским и русским капиталистам, в руки рабочих перешли и золотые прииски поэта.

Сейчас там совершаются новые дела, складываются песни на новый лад, рокочут мощные машины. На Урале нынче есть Магнитострой. Теперь там раздаются голоса свободных людей и призывные гудки гигантских заводов…